Решением Одинцовского городского суда от 21.07.2020 удовлетворены исковые требования прокурора в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Михайловой О.С. о признании незаконным решения Одинцовского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области об отказе в получении социальных выплат на приобретение одежды ребенку для посещения занятий на период его обучения в государственной образовательной организации Московской области и обязании ответчика выдать указанную социальную выплату и предоставить меры социальной поддержки, установленные Законом Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области».
Обращению в суд предшествовала проверка по обращению многодетной матери Михайловой О.С. по вопросу нарушения социальных прав, отказа в получении социальных выплат на приобретение одежды ребенку для посещения занятий на период его обучения в государственной образовательной организации Московской области.
В ходе проверки установлено, что заявитель подала документы посредством единого портала государственный и муниципальных услуг (РПГУ) в отношении дочери на получение социальных выплат на приобретение одежды ребенку для посещения занятий на период его обучения в государственной образовательной организации Московской области.
Право на получение данной меры социальной поддержки предусмотрено п. 10 ст. 5, ст. 20.10 Закона Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области».
На момент рассмотрения обращения установлено, что Михайлова А.Д зарегистрирована по месту жительства со своим отцом в городе Москва, но фактически пребывает в Одинцовском районе Московской области, что подтверждается копией свидетельства о регистрации по месту пребывания.
Одинцовским управлением социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области по результатам рассмотрения заявления принято решение об отказе в предоставлении данной выплаты в связи с отсутствием у обучающего места жительства в Московской области.
Указанное решение является неправомерным и нарушает права многодетной семьи Михайловой О.С. на получение мер социальной поддержки, установленных действующим законодательством.
В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса РФ и ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1» О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» регистрация не входит в понятие места жительства, а является лишь одним их доказательства, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или месту жительства.
Принятое органом социальной защиты населения решение противоречит также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 2 февраля 1998 года N 4-П.
Фактическое проживание ребенка на территории городского округа подтверждается копией свидетельства о регистрации по месту пребывания.
Кроме того, факт проживания несовершеннолетней на территории Московской области подтверждается справкой, подтверждающей обучение ребенка в государственной образовательной организации Московской области.
Фактическое исполнение решения суда контролируется городской прокуратурой.