Российское движение школьников (РДШ) образовали при Федеральном агентстве по делам молодёжи 29 октября 2015 года в соответствии с Указом Президента РФ. Организационная форма пионерского движения времён СССР получила новое современное наполнение. Вступить в движение может любой школьник с восьми лет. Участие детей во всех делах добровольное, было бы желание.
В школьном штабе Кубинской СОШ №1 имени Героя России И. В. Ткаченко, ставшей пилотной школой движения, на вопросы корреспондента отвечали региональный куратор РДШ Светлана Петровна Сахно и ученица 10-го класса, председатель школьной организации Дарья Пенькова.
– Светлана Петровна, как в школе зародилось движение?
– В августе, на семинаре, где я была, решили сделать нашу школу пилотной площадкой Российского движения школьников, а меня назначили куратором общероссийской детско-юношеской организации. 1 сентября мы рассказали ребятам о движении. Сначала у нас была группа из 15 человек. В конце сентября стало 70 человек, сегодня уже 160. Ребят добавляется. Все хотят жить интересно.
– Нашей первой акцией стали «Добрые уроки», – добавляет Дарья. – Мы рассказывали ребятам, почему стоит участвовать в конкурсах, фестивалях, делах, которые проводит Российское движение школьников. Большим плюсом стало то, что мы можем участвовать сразу во всероссийских мероприятиях.
– Даша, чем занимаются ребята?
– В движении четыре направления: гражданская активность, личностное развитие, информационно-медийное и военно-патриотическое. А месяц назад на экологическом слёте в городе Клязьме ребята решили, что нужно экологическое движение. Школьники участвуют в волонтёрском движении, поздравляют ветеранов, выступают в военно-спортивных соревнованиях. Есть целый класс ребят из юнармии, которые выбрали военно-патриотическое направление.
– Светлана Петровна, что изменилось в сравнении с пионерским движением?
– РДШ стало более современным с использованием социальных сетей. Главное в движении – оперативность, нельзя откладывать свою жизнь на потом. Обсуждаем дела не только в интернете. Часто я собираю ребят в актовом зале, и мы быстро решаем назревшие вопросы, вместе планируем работу. У нас активные ребята, активные, творческие, со своими идеями. Если бы не сами школьники, у нас ничего бы получилось. Даша ездила во Всероссийский детский центр «Орлёнок», где собрались лидеры школьных организаций со всей России. Там школьников учили создавать проекты.
– Допустим, мне пришло сообщение от координатора на почту. Я сразу пишу ребятам в группу, – добавляет Дарья. – Мы решаем что делать, выкладываем фотографии, пишем отклики. Всё нужно делать быстро, иначе событие пройдёт.
– Даша, каким образом создается проект?
– Это не просто взять листочек и написать на нём «Я хочу провести мероприятие в школе, посвящённое такому-то празднику». Если ребёнок хочет провести большое мероприятие, он готовит проект, который состоит из многих пунктов. Важно всё: идея, тема, осуществление, кто будет участвовать в мероприятии, сколько денег потребуется. В «Орлёнке» у меня был проект по спортивному ориентированию.
– Допустим, я, ребёнок, расписал проект. Что делать дальше?
– В первую очередь ты приходишь к педагогу-организатору. Он что-то подсказывает. Дальше вы с ним идёте к директору. Если директор даёт добро, ты проводишь мероприятие. Если проект выходит на город, тебе нужно идти уже в администрацию города. Сейчас мы вникаем во все тонкости организации проектов.
– Как быть, если человек захочет перейти из одного направления в другое?
– У нас много ребят, которые участвуют во всех направлениях. Ребёнок не может сразу что-то выбрать. Ему нужно всё попробовать, чтобы определиться, где ему интереснее, что у него лучше получается. Главное, что у нас есть возможность проявлять активность.
– Светлана Петровна, вы были на зимнем фестивале РДШ. Чем занимались?
– 8 декабря нас пригласили на лигу ораторов. Часть ребят учились ораторскому мастерству, а наша группа ездила в информационное агентство ТАСС. Там ребятам показали, как нужно правильно работать с информацией, с камерой.
– Это было очень интересно! – добавляет Дарья. – Мы задавали вопросы, нам всё объясняли. Самым интересным стала видео-встреча с ребятами из Санкт-Петербурга и школьниками из Сибири.
– Светлана Петровна, что успели сделать участники движения для Кубинки?
– Ребята сразу начали активно, плодотворно работать. Юные экологи участвовали в акции «Сделано с заботой», в декабре смастерили кормушки для птиц. Перед Новым годом участвовали в акции «Час добра», помогая полезными делами пожилым людям. Провели акцию «Добрые волшебники», собрали корм для живущих в приюте бездомных собак. Ребята сами догадались это сделать, сами всё организовали. Младшие школьники провели классные часы, посвящённые 75-летию битвы под Москвой. Улыбки и добрые слова на снегу для настроения прохожим – тоже дело участников движения школьников. Эта операция называлась «Пишу на снегу!» Я надеюсь, что эта активность, чувство причастности к нужным делам, у ребят не исчезнет. Жизнь в Российском движении школьников интересная, творческая, насыщенная.
Вести Кубинки, Сергей Силин
Фото предоставлено Светланой Петровной Сахно, куратором РДШ