Психолог из Кубинки рассказал, как адаптироваться первоклашкам и дала советы родителям

57
Елена Александровна Садко – детский психолог. Окончила факультет специальной психологии Хабаровского государственного университета, прошла не одни курсы повышения квалификации по детской психологии. Волею судеб оказалась в Кубинке, где ведёт занятия 
с детьми, используя методы арт-терапии и сказкотерапии, и психологические группы 
для родителей. Наш корреспондент встретился с ней, чтобы поговорить о первоклассниках. 
– Елена Александровна, насколько сложно адаптироваться вчерашнему дошкольнику к новому образу жизни? 
– Всё индивидуально и зависит от того, насколько психологически ребёнок готов к школе. У первоклассника меняется социальная ситуация, круг общения, к нему возрастают требования, у него появляются новые обязанности. От того, насколько успешна адаптация ребёнка к школе, зависит многое: психологическое самочувствие, учебная успеваемость и даже здоровье. Приспособление к новым условиям может проходить позитивно, с полезными изменениями в организме и психике, либо негативно, когда ребёнок постоянно находится в состоянии стресса. 
– Как меняется поведение школьника? 
– Адаптационный период у детей может сопровождаться разными негативными изменениями в физиологическом и психологическом плане. У ребёнка может повышаться температура тела и давление, вес. Может временно приостановиться, снизиться иммунитет, что ведёт к увеличению простудных заболеваний. Может повыситься нервозность, ухудшиться сон, упасть уровень речевой активности с сокращением словарного запаса. В поведенческом плане довольно часто родители отмечают у первоклассников упрямство, грубость, дерзость, плаксивость, желание обратить на себя внимание. 
– Можно сказать, что возраст 6-7 лет является одним из кризисных периодов в жизни человека? 
– Безусловно. В этом возрасте возрастает потребность в самостоятельности, активности, инициативе. Ребёнок постепенно теряет детскую непосредственность, свойственную дошкольнику. Теперь он стремится дать эмоционально-смысловую характеристику своим и чужим поступкам. Благодаря этому у него формируется самооценка, без которой невозможно становление личности. Формируется потребность в новой социальной роли – школьника, ученика. Игра отходит на второй план, на первый выдвигается учебная деятельность. Ребёнок хочет стать более независимым, перейти на новый уровень в общении со взрослыми. 
– А это не всегда происходит быстро? 
– Не всегда. Первоклассник сталкивается с новыми, ещё непривычными для него условиями. Ему нужно успеть многое: не только выполнять множество новых правил, но и подружиться с одноклассниками, выстроить отношения с учителем. На уроках нужно спокойно и внимательно слушать учителя 35–40 минут! Часто высидеть урок спокойно первоклассникам бывает просто физически тяжело. А ещё на переменах надо тоже соблюдать дисциплину, то есть в полной мере не побегать, не покричать, не снять таким образом нервное напряжение. А после школы нужно ещё делать домашнее задание. Всё это требует от ребёнка ответственности, организованности, самостоятельности, которые в этом возрасте свойственны не каждому. 
– Как узнать, что ребёнку под силу школьные нагрузки, если ему физиологически семь лет, а по факту он младше? 
– В возрасте семи лет происходит активное развитие таких познавательных процессов, как память, внимание, словесно-логическое мышление. Всё это определяет психологическую готовность ребёнка к школе, которая должна сформироваться к поступлению в первый класс. Многие родители думают, что если ребёнок читает, считает, а иногда даже знает иностранный язык, то он готов к учебной деятельности. Это заблуждение. Успешная адаптация к школе складывается из нескольких аспектов: физиологическая готовность к новому ритму жизни, физическое созревание организма, устойчивость к нагрузкам, гибкость в приспосабливании к новому режиму. Также очень важна психологическая  готовность, созревание эмоционально-волевых процессов. 
– Как можно узнать, нормально ли ребёнок адаптируется к школе? 
– При положительной адаптации у ребёнка складывается позитивное восприятие школы и учёбы в целом. Он правильно реагирует на требования, быстро выполняет их, успешно справляется с новым материалом, может выполнять усложнённые задачи. Он ответственен, исполнителен, самостоятелен, инициативен. Отношения с одноклассниками и учителем благоприятные. У него хорошее настроение и самочувствие. Привыкание к школе происходит в течение сентября-октября. 
– А если не все идёт гладко – что-то получается, а что-то нет? 
– Тогда можно говорить об умеренной адаптации, когда ребёнок хорошо относится к школе, у него средний учебный уровень, он хорошо справляется с материалом, когда учитель наглядно и подробно всё объясняет. Хотя ребёнок может отвлекаться, когда ослабевает контроль. В классе у него складываются хорошие взаимоотношения со многими ребятами. В этой ситуации адаптация занимает первое учебное полугодие. 
– Когда первоклассник не может справиться со школьными требованиями? 
– Это нарушение адаптации, дезадаптация, когда у ребёнка складывается негативное или равнодушное отношение к школе. В этом случае он может воспринимать учебный материал только с помощью учителя. Задания на дом выполняет время от времени, постоянно отвлекается на уроках, часто нарушает дисциплину. Может быть агрессивным или, наоборот, тревожным, совсем неуверенным в себе. Трудно сходится с одноклассниками. У него нет друзей в классном коллективе. 
– Что тогда делать? 
– В таком случае полезно проконсультироваться с неврологом, психологом. Проблема адаптации ребёнка к школе успешно решается внимательным и грамотным подходом учителя, школьного психолога и самое главное – любовью, уважением и поддержкой родителей, которым нужно запастись терпением не на месяц, а, возможно, на все годы учёбы в школе. Радуйтесь его успехам, поддерживайте в неудачах, помогайте исправить ошибку и найти верный выход, принимайте участие в его жизни. И не забывайте, что дома ребёнку нужны не учителя, а любящие и понимающие родители. Любите ребёнка не за пятёрки, а за то, что он есть! 
  
Вести Кубинки. Сергей Силин, фото автора