Коррупция – это улица с двухсторонним движением: если есть те, кто берёт, то обязательно есть те, кто даёт.

71
Бороться необходимо на всех направлениях. Об этом в начале XXI века задумались представители стран, входящих в ООН. По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году на политической конференции в Мексике была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной Ассамблеей 1 ноября 2003 года.
Считается, что коррупция в сфере образования начинается с детского сада, продолжается в школе и достигает апогея при приёме в вузы. Но в эпоху ЕГЭ, по оценкам российских экспертов, коррупция в школах выросла в 20–25 раз, частично переместившись из приёмных вузов. А так как в сферу образования вовлечено всё население, то и ситуация в каждом конкретном детском саду, школе или вузе волнует нас всех. 
И тем не менее при поступлении в высшее учебное заведение взятки платят только 5–7% семей, а подавляющая масса студентов поступает в институты и университеты, не вступая в коррупционные отношения. Наиболее характерными видами преступлений, связанных с коррупцией в сфере образования, являются следующие: 1. Получение взятки за поступление в вуз, репетиторство преподавателей вуза в целях поступления в этот вуз (по некоторым оценкам, здесь кроется 80% преступлений). 2. Получение взятки за сдачу экзаменов и зачётов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. 3. Получение взятки за заключение договора аренды помещений в образовательном учреждении и превышение должностных полномочий путём незаконной сдачи в аренду государственного имущества. 4. Продажа дипломов и аттестатов лицам, не прошедшим обучения в образовательном учреждении. 5. Получение взятки за устройство детей в детские сады и общеобразовательные школы.
Однако наиболее широко в сфере образования, согласно исследованиям специалистов, распространена неденежная (или немонетарная) коррупция. Если сравнивать первокурсников и выпускников, то среди последних на 25% больше тех, кто считает нормой списывание на экзамене; на 15% больше тех, кто готов скачивать работы из Сети; на 12,5% тех, кто согласен готовые работы покупать.
Самый свежий из приведённых соцопросов среди студентов показывает, что более 90% признавались в списывании на экзамене; 57,9% скачивали работы из Интернета полностью и 92,8% вставляли крупные скопированные куски в свой текст; 42,5% обманывали преподавателей, когда им приходилось объяснять, с чем связаны их проблемы с учёбой. Отношение студентов и школьников к собственному коррупционному поведению неоднозначное: кто-то признаёт неправильность подобных действий, кто-то оправдывается необходимостью тратить время на работу и необязательностью многих вузовских дисциплин («ненужные предметы», как их называют сами студенты), а многие и вовсе не видят в списывании или плагиате ничего плохого.
К сожалению, такая ситуация приводит к тому, что с младых ногтей юноши и девушки привыкают к антизаконной, коррупционной модели поведения и в дальнейшем начинают пользоваться ей в повседневной жизни. Так что бороться с коррупцией надо не только законодательными и карательными мерами, но и повышением юридической грамотности, сознательности гражданина ещё в детстве и юности. Иначе искоренить коррупцию будет практически невозможно.