Путевой дворец

История вокзала в Кубинке

Есть города, которые строились вокруг каких-либо крупных производств. Такие предприятия принято называть градообразующими. А вот город Кубинка возник вокруг вокзала, историю которого нам и рассказывает сегодня краевед Геннадий Павлович Погадаев

Зданию вокзала в Кубинке более 100 лет. По возрасту на территории городского поселения он уступает только зданию храма Архангела Михаила, освященному в 1806г. Вокзал является образцом архитектуры XIX века, творением одного из лучших архитекторов, достопримечательностью города и остается украшением города.

Строительство нового кирпичного вокзала велось рядом со старым деревянным, стоявшим с 1870г. Первые деревянные вокзалы строились на проходных станциях 3-4 классов. 3-й класс, который имела Кубинка, предполагая возможность замены паровозов, поэтому в Кубинке имелось депо на 2 паровоза. Деревянные вокзалы строились с богатой сквозной резьбой, окрашивались зеленой, желтой и коричневой красками и выглядели очень нарядными.

Кирпичное здание вокзала станции Кубинка было построено в 1912 году к 100-летию Бородинского сражения. Вместо деревянных вокзалов, построенных в 1870 году, капитальные здания появились и в Кунцево, Одинцово, Голицыно. К юбилею было завершено и строительство нового вокзала в Москве. Новый вокзал в столице и вся Московско-Брестская железная дорога получили новое название – Александровские, в честь отца императора Николая II – Александра I (1801-1825гг.). Основные юбилейные торжества прошли на Бородинском поле, где был открыт музей Бородинской битвы. В честь героев Отечественной войны 1812 года станция Щелковка была переименована в Дорохово; разъезд у деревни Мухино – в Тучково.

Вокзалы в Кубинке, Одинцово, Голицыно, Кунцево строились по проектам известного архитектора Льва Николаевича Кекушева. Многие здания в Москве, в том числе гостиница Метрополь и Ярославский вокзал, построенные с его участием, и сейчас украшают столицу. Его проекты очень индивидуальны. В Кунцево, где в древности были угодья соколиной охоты, вокзал выглядит как терем. В Одинцово, с поселком железнодорожников, вокзал построен в виде паровозика. В Голицыно, где землей владели потомки Гедиминовичей князья Голицыны, вокзал имеет вид старинного замка. Вокзал в Кубинке, у пересечений старинных дорог Москва-Можайск и Звенигород-Верея, имеет вид павильона, путевого дворца для отдыха царских особ в пути.

Здание вокзала в Кубинке включает пять объемов, объединенных 4-мя башенками, придающими вокзалу вид 1-этажного здания. Современная внутренняя отделка и планировка здания значительно отличаются от первоначальной. Ранее вокзал включал два зала ожидания (на 3 и 5 окон) для пассажиров 1-2го и 2-3го классов. Отопление было печное. Современный высокий подвесной потолок скрывает еще большую высоту залов. Пол украшала узорчатая плитка. Только в конце 90-х годов был закрыт ранее обязательный буфет. Снаружи здание украшали кованые козырьки над входами. В наше время сохранился козырек только на первой башенке. Здание было обсажено тополями, откачивавшими воду из-под фундамента. В 2012г., при строительстве вдоль стен вокзала дренажной канавы на привокзальной площади, рабочие углубились на полметра и обнаружили первоначальное булыжное покрытие. За сто лет здание вросло в землю на 0,5 метра.

Непременными атрибутами вокзалов были флаг, часы и латунный колокол.

Для посадки в вагоны пассажиры проходили через вокзал на невысокий перрон, так как вагоны были с низкими ступеньками.

К приходу поезда на привокзальной площади скапливались извозчики с колясками. На примере стоимости проезда от станции Голицыно до Звенигорода, куда ездил А.П.Чехов, можно судить о ценах – коляска с двумя лошадьми стоила 2р.50коп., с тремя – 3р.50коп.

Ритуал прибытия поезда на станцию был всегда одинаков – вокзал и перрон оживлялись, вдоль поезда шли сцепщики – проверяли сцепку вагонов, смазчики с масленками с длинным носиком открывали колесные буксы и доливали масло, рабочие молотками на длинных ручках простукивали колеса (колесо с трещиной не звенело, а гудело), бегали носильщики, кондукторы с футлярами с флажками подмышкой проверяли билеты. Над всеми возвышалась красная фуражка дежурного по станции, стоящего на возвышении под колоколом. Стрелки часов подходили ко времени отправления поезда, раздавался свисток для машиниста, удар колокола для пассажиров, кондуктора на ступеньках вагонов выставляли желтые флажки, паровоз окутывался паром, гудел, затем следовал толчок, лязг буферов и картинка в окне поплыла назад. Перрон и вокзал пустел, базарчик у вокзала расходился.

Строительство станций вызвало приток населения, развитие на прилегающих землях сельского хозяйства, промыслов, жилищного и дачного строительства, прокладки к вокзалам новых дорог из глубинки. Станционные поселки становились ядром новых поселений, включали кроме вокзалов, депо, мастерские и дома железнодорожных служащих, бараки рабочих, магазины, школы, бани.

Участок пути от Кубинки до Шелковки проходил по территории Верейского проезда. К 1872 г. на средства Верейской земской управы было построено шоссе Верея-Шелковка, к 1890 г. на частные средства – шоссе Наро-Фоминск – Кубинка. Наличие железной дороги определило в 1912 г. выбор места строительства на границе Верейского и Звенигородского проездов земской больницы, которая стала называться Никольской.

В 1914 г.началась 1-я мировая война. 19 июля Германия объявила России войну. 6-го августа после боев в районе Мазурских болот в Москву стали прибывать эшелоны с раненными. Здесь их распределяли в зависимости от тяжести и вида ранения по московским и подмосковным госпиталям, объединенных в госпитальные районы вдоль железных дорог. Госпиталями стали лечебницы и больницы. Госпитальный район включал несколько госпиталей, куда раненных доставляли на поезде из Москвы.

Госпитальные районы близ Москвы были организованы на всех железных дорогах. Ответственным за эвакуацию раненых по Александровской дороге был назначен князь А.Г.Щербатов, усадьба которого была в Марьино. Сейчас это санаторий им. Герцена.

В Московской губернии вдоль Александровской железной дороги раненных принимали в 16 госпитальных районах: Сетуньский ( ст.Кунцево), Ромашковский (ст.Немчиновский пост), Зубаловский (ст.Одинцово), Перхушковский (Юргинская платформа), Звенигородский ( ст.Голицыно), Голицынско-Звенигородский (ст.Голицино), Тучковский Апальшинский (полустанок Тучково), Шелковско-Грибцовско-Верейский, Лобковский и Шелково-Рузский (ст.Шелуовка), Шаликовский (п.ст. Шаликово), Можайский (ст.Можайск), Бородинский (ст.Бородино). Со станции Кубинка раненых доставляли в два госпитальных района — Кубинский1 и Кубинский2 (один в районе Никольской больницы, другой — в селе Крымское).

В своем селе Васильевское, напротив Марьино, на левом берегу Москвы-реки, А.Г.Щербатов с супругой О.А.Щербатовой (урожденной Строгановой) организовали госпиталь на 100 коек и реабилитационный центр для выздоравливающих раненых-инвалидов. На свои средства Щербатовы содержали санитарный поезд №69 из 20 вагонов, на котором Ольга Александровна сама ездила за раненными на фронт. Госпитальные районы функционировали до 1918г.

В 1918 г.в Верейском установилась советская власть. Железная дорога перешла в ведение Народного комиссариата путей сообщения. Станция стала обрастать подъездными путями.

В 1936-1939 г.г. проходило строительство автомагистрали Москва-Минск. На станцию Кубинка приходили составы с камнем для укладки в основание автодороги. На месте камнедробилки впоследствии будет построен комплекс «Ваш дом». Недалеко от станции на ул. Колхозный пр-д строились бараки для вольнонаемных рабочих-строителей. Восточнее вокзала появился лагерь заключенных “Вяземлага”. Позднее на этом месте разместится Мехколонна №59.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война. Через месяц были произведены ночные бомбардировки Москвы. Навстречу им с аэродрома Кубинка поднимаются истребители 11-го истребительно-авиационного полка 6-го ИАК. Для обеспечения ночных полетов прожекторами создается вокруг Москвы кольцо из 16 световых полей размером 30х35км. Кубинка в световом поле №5. Немецкие бомбардировщики, ослепленные ночью прожекторами пытаются вырваться из луча и скидывают бомбы где попало. Над Кубинкой за войну на Москву пролетело 45% немецких бомбардировщиков, и много бомб было сброшено именно в этих местах.

На железнодорожной станции дежурят бойцы Кубинского отряда 23-го Звенигородского истребительного батальона. Они сбрасывают с крыш станционных построек и тушат зажигательные бомбы.

В сентябре-ноябре 1941г. От Шихово через станцию Кубинка на Акулово прошел участок Большой окружной главной дороги.

При подготовке контрнаступления в декабре 1941г. На станциях Кубинка и Петелино разгружаются эшелоны дивизий ударной группы 5-ой армии Западного фронта.

В январе-феврале 1942 г. в ходе ожесточенной битвы за Москву враг отброшен от Москвы, территория Московской области очищена. В марте жители Кубинки с санками ходят по железной дороге на месте боев от Полушкино до Тучково за кониной.

Весной 1942 г. Жители Подмосковья в местах боев в октябре-феврале хоронят в братских могилах погибших воинов 5-й армии.

У восточной стены вокзала станции Кубинка возникает обелиск на братской могиле воинов 50-й и 32-й дивизии. Позднее могила была перенесена на Минское шоссе, а в 1975г. К 30-летию Победы — на нынешнее место.

В 1948 г.на станции Кубинка разгружаются части прожекторной дивизии, которая располагается на месте убывшей кавалерийской дивизии у р.Тросны. Остановка автобуса из Наро-Фоминска с тех пор стала называться «Прожекторная».

1956г. – Закончена электрификация участка пути Голицыно-Кубинка. Вместо паровозов стали ходить электровозы. Для электричек строятся высокие платформы. Каждую неделю у вокзала останавливается вагон-клуб с кинотеатром.

1961г. – Вблизи перекрестка Можайского и Наро-Фоминского шоссе построено новое 3-х этажное здание школы, которой присвоен номер 129. Старая сельская и железнодорожная школы закрыты, теперь все ходят в одну школу. Три деревянных барака железнодорожной школы разобраны. Кирпичная сторона школы стала железнодорожной кассой.

1968г. – 27 декабря решением Мособлсовета станция и село преобразованы в рабочий поселок Кубинка.

1972г. – Через дорогу от вокзала завершено строительство нового здания Кубинской обувной экспериментальной фабрики, построен 2-х этажный «Универмаг»; недалеко строится производственно-торговый комплекс «Ваш дом», крупнейший в Подмосковье. Наро-Фоминское шоссе в Кубинке застраивается 5-ти этажными домами. Район вокзала обретает черты поселка городского типа.

1993-1995гг. – С восточной стороны вокзала строится микрорайон Кубинка-8 для военнослужащих, переведенных из Германии. В новую, более просторную школу переведены ученики из 3-х этажной школы.

2004г. – В августе Кубинка обрела статус города, центра городского поселения. У вокзала построена конечная остановка автобусов и маршруток.

2015г. – 15-19 июля открылся постоянно действующий парк «Патриот». От вокзала до парка можно доехать на автобусе №45 и маршрутке №80.

Кубинка растет и развивается, но все дороги ведут к вокзалу

Видео: >Nikolay Kokorev