Практика надзора за исполнением законодательства об охране объектов культурного наследия

90

Городской прокуратурой обобщена практика надзора за исполнением законодательства об охране объектов культурного наследия. Результаты работы прокурора на данном направлении свидетельствуют, что большинство выявляемых нарушений допускается собственниками объектов недвижимости, расположенных в охранных зонах объектов культурного наследия, и выражается в несоблюдении ими режима использования данных объектов.

Так, в соответствии со ст. 34 Федерального закона N73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Согласно ст. 35 Федерального закона М73-Ф3 от 25.06.2002 проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения. Проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Городской прокуратурой произведена проверка обращения заместителя министра культуры Московской области Васильева Р.М. о нарушении законодательства об охране объектов культурного наследия. В ходе проверки установлено, что постановлением Совета Министров РСФСР 3s1327 от 30.08.1960 на государственную охрану поставлена усадьба Вяземы в с. Большие Вяземы Московской области. Постановлением Совета Министров РСФСР N 170 от 29.04.1987 на базе памятников и памятных мест бывших усадеб в с. Большие Вяземы и дер. Захарово Одинцовского района Московской области создан Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина. Решением Мособлисполкома N 1630/37 от 10.12.1987 установлены границы территории охранных зон и режим содержания Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина. Указом Президента РФ N 176 от 20.02.1995 Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина отнесен к объектам культурного наследия федерального значения.

Проверкой установлено, что в зону охраняемого природного ландшафта Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина входят земельные участки, собственниками которых являются физические лица, не соблюдающие режим использования зоны охраняемого ландшафта музея. В том числе, указанными лицами проведены земляные и строительные работы, в том числе возведено ограждение, произведена отсыпка грунта, установлен монолитный железобетонный фундамент, что влечет за собой нарушение гарантированного законом права граждан на сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. По результатам проверки городской прокуратурой 06.02.2015 в Одинцовский городской суд направлено исковое заявление об обязании собственников данных земельных участков снести возведенное на участках ограждение, привести участки в первоначальное состояние, а также запретить осуществлять на данных участках деятельность, противоречащую режиму использования зоны охраняемого ландшафта. Исковое заявление прокурора находится на рассмотрении суда. Значительное количество объектов культурного наследия расположено и на территории городского округа Звенигород.

В частности, в 2014 году городской прокуратурой в Звенигородский городской суд направлено исковое заявление об обязании собственника выявленного на территории округа объекта культурного наследия приостановить работы по его реконструкции до получения письменного разрешения и задания на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия Министерства культуры Московской области. Определением суда производство по делу прекращено в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора.